Табу — это запрет, принятый в обществе или организации под страхом
наказания. В самих по себе запретах ничего необычного нет — они часть
любой культуры. Важно понимать, к каким последствиям какие запреты
приводят. Например, запрет на свободное движение информации или
ограничение информации в организации порождает огромное количество
слухов, мифов, часто крайне далеких от реальности, и в итоге может
привести к неправильным управленческим решениям.
В одной
холдинговой организации существовало табу на тему стратегии развития:
мол, хорошему бизнесмену стратегия ни к чему — он должен просто уметь
быстро реагировать на происходящие на рынке события. При этом
управляющие компаниями холдинга не могли не декларировать сотрудникам и
партнерам свои представления о стратегиях, иначе было не ясно, подо что
нанимать людей и договариваться о партнерстве. И во всех организациях
эти высказанные «из-под полы» представления о стратегиях оказывались
разными: компании холдинга вели себя как лебедь, рак и щука.
Самое чреватое последствиями табу — запрет на критику вышестоящих, вообще на «открытую позицию».
Второе следствие этого табу — невозможность критики решений руководителя. И снова попытки использовать консультанта: «А не могли бы вы объяснить ему, что…»
«Открытая позиция» — когда два человека обсуждают что-то на равных, говоря при этом то, что думают, называя вещи своими именами, — практически не встречается в российских организациях, если только речь не идет о конкретных технических задачах. Российские представления о власти и подчинении не позволяют этого.
Прочие табу в российских организациях прежде всего пытаются исключить из рабочего пространства все человеческое, оставляя персоналу лишь функциональные роли. А это означает одно: все организационные риски, связанные с человеческими взаимодействиями, реальные мотивы и цели — выпадают из сферы управления.
Текст: Давид Шустерман