Впервые знаменитый индекс Биг Мака (Big Mac index) был представлен журналом «The Economist»
22 года назад в 1986 году. Данный индекс, по мнению создателей, служит
для оценки покупательской способности валют разных стран мира и, по
сути, представляет собой оценку покупательской корзины с одним
единственным продуктом – знаменитым гамбургером Биг Мак (Big Mac) от
McDonald’s. Биг Мак содержит в себе доступные почти во всех странах мира
(базовые) продукты питания, а потому может являться хорошим индикатором
для определения паритета покупательской способности различных валют.
Всего индекс Биг Мака (Big Mac index) рассчитывается журналом «The
Economist» для 120 стран мира. Делается это достаточно просто. Нужно
взять цены на самый знаменитый гамбургер сети McDonald’s в разных
странах, перевести их в одну валюту (как правило, в доллары США) по
курсу национального банка, затем разделив цену на Биг Мак в одной стране
на цену в другой, с которой сравниваем (США) получаем значения индекса
Биг Мака. Некоторое время назад инвестиционный банк UBS дополнил индикатор Биг
Мака (Big Mac index) информацией о том, сколько часов потребуется
человеку работать в каждой конкретной стране для того, чтобы позволить
себе Биг Мак. Работникам из городов Токио и Los-Angeles придётся для
этого потратить 10 и 11 минут своего времени, а вот жителям
индонезийской Джакарты придётся трудиться 95 минут на 1 гамбургер. Самый дорогой Биг Мак, по мнению журнала «The Economist» продаётся
сегодня в Норвегии по цене 7,77 доллара за штуку, а самый дешёвый в
Малайзии, где он стоит 1,67 доллара США. Как и всё в этом мире, данный индикатор не идеален, например, потому,
что не учитывает разные компоненты в гамбургере или политику
государства по отношению к ресторанам быстрого питания. Тем не менее, он
в простой и понятной форме объясняет, что такое паритет покупательской
способности потребительских корзин и даёт представление о возможных
колебаниях курса валют разных стран.
|